Законодательство и правоприменение

О СОЗДАНИИ ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 июня 2016 г. № НТ-798/08

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 43), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации» (статья 5) (далее – Федеральный закон об образовании) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Благодаря масштабному проекту по модернизации региональных систем дошкольного образования, реализованному в 2013-2015 годах во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», доступность дошкольного образования в Российской Федерации для детей в возрасте от 3-х до 7 лет на 1 января 2016 г. Достигла 98,97%.

При этом доступность дошкольного образования для детей в возраста от 2 месяцев до 3  лет на 1 января 2016 г. составила 71,75%. Проблема зачисления ребенка в дошкольную образовательную организацию для родителей (законных представителей), чьи дети находятся в когорте детей до 3 лет, наиболее обострена для молодых родителей (законных представителей), в том числе для студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования (далее – вузов).

На существование данной проблемы не раз обращало внимание руководство государства, а также общественность. На встрече В.В Путина со студентами вузов г. Томска 25 января 2012 г. шел разговор о создании на базе вузов для детей работников и обучающихся дошкольных групп кратковременного пребывания. Нашла свое отражение данная тема и на программном форуме партии «Единая Россия» «Эффективная социальная политика: новые решения» (25 марта 2016 г., Санкт-Петербург), где рассматривалась возможность оказания вузами работникам и обучающимся услуг по присмотру и уходу за детьми, в том числе раннего возраста.

В ряде вузов страны уже имеется успешный опыт такой работы.

По данным Росстата в 2015 году на территории 14 субъектов Российской Федерации функционировало 27 вузов, в состав которых входят подразделения (группы), осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Сведения о лицензиях вузов, осуществляющих образовательную деятельность по программа дошкольного образования,  размещены в сводном реестре  лицензий на официальном сайте Рособрнадзора (http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/licensing/search_lic).

Минобрнауки России рекомендует руководителям вузов и руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации активизировать работу по созданию сети образовательных организаций (групп), осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми. Это позволит повысить доступность дошкольного образования и рационально использовать  имеющиеся помещения вузов.

В соответствии с законодательством об образовании вуз при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по данным программам. При этом в уставе вуза наряду с другими видами реализуемых образовательных программ должна быть указана образовательная программа дошкольного образования.

Вопросы финансирования получения дошкольного образования законодательством урегулированы. Федеральный закон об образовании вопросы финансирования получения дошкольного образования относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим  государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением  расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании (пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании).

Анализ норм законодательства Российской Федерации свидетельствует, что задача создания дошкольных групп для детей работников и обучающихся на базе вузов может быть решена несколькими способами.

Первый способ.

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона об образовании вузы в зависимости от того, кем они созданы, являются государственными, муниципальными, или частными.

Пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в законе о  региональном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Наряду с этим, пунктом 4 статьи 78.1 БК РФ также предусмотрено, что в законе о региональном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий (далее – гранты), в том числе предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

Таким образом, действующее бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления из региональных бюджетов грантов федеральным и муниципальным вузам, а также частным вузам как на конкурсной основе, так и без проведения конкурсных процедур.

Рассматриваемые гранты предоставляются на основании нормативных правовых актов высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (высшего должностного лица субъекта Российской Федерации) в порядке,  определяемом указанными правовыми актами.

Предоставление грантов оформляется соглашением (договором), заключаемым между уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим вузом, в том числе определяемым на конкурсной основе.

При этом следует учитывать, что в случае конкурсного распределения грантов участие бюджетных и автономных учреждений в конкурсе на их предоставление возможно при условии предоставления ими согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений, на участие учреждений в конкурсе, оформленного на бланке органа-учредителя.

В качестве примеров имеющегося опыта по представлению грантов в форме  субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации отмечаем следующее. В городе Москве реализуется пилотный проект по организации профильного обучения в вузах, расположенных на территории города Москвы (постановление Правительства Москвы от 28 августа 2013 г. № 566-ПП). В рамках указанного проекта Правительство Москвы предоставляет гранты из бюджета города Москвы федеральным вузам,  расположенным на территории города Москвы, на реализацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования (письмо Департамента образования города Москвы от 15 сентября 2015 г. № 01-49/02-6280/15). В Республике Калмыкия в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16 ноября 2015 г. № 425 «О предоставлении грантов в виде субсидий из республиканского бюджета научно-образовательным организациям» из бюджета Республики Калмыкия предоставляются гранты на конкурсной основе научно-образовательным организациям при условии осуществления ими деятельности на территории Республики Калмыкия и вне зависимости от их типа и подведомственности. В частности, в конкурсе на предоставление указанных грантов принимало участие федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Годовикова» (письмо Минобрнауки России от 10 декабря 2015 г. № АК-3739/18).

Таким образом, финансовое обеспечение реализации федеральными вузами образовательных программ дошкольного образования может осуществляться за счет грантов форме субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вторым способом решения задачи организации на базе вузов дошкольных групп для детей работников и обучающихся является создание вузами самостоятельных образовательных организаций дошкольного образования.

Возможность создания государственными бюджетными и автономными вузами других некоммерческих организаций, в том числе и образовательных организаций, предусмотрена пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 12 января  1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и частью 6 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Имущество, необходимое для осуществления деятельности таких дошкольных  образовательных организаций, будет им предоставляться вузами на основании договоров безвозмездного пользования или аренды, заключаемых с согласия собственника.

Созданные вузами дошкольные образовательные организации по своему статусу будут являться частными и в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи  8 Федерального закона об образовании получат право на финансирование дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с  нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вуз создает условия для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми.

Расходы на присмотр и уход за ребенком в дошкольной образовательной организации, учредителем которой является вуз, будут покрываться за счет платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата). Родители (законные представители) детей, посещающих такую дошкольную образовательную организацию, имеют право на выплату им компенсации части родительской платы в соответствии с частями 5, 6 и 7 статьи 65 Федерального закона об образовании.

Кроме того, в  соответствии с пунктом 14 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038), в случае создания дошкольной образовательной организации, функционирование дошкольных групп может быть  осуществлено в режиме кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день).

На основании изложенного Минобрауки Росси рекомендует:

  1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

провести мониторинг потребности в дошкольном образовании и (или) создании дошкольной образовательной организации для работников и обучающихся вуза;

совместно с региональными советами ректоров принять нормативные правовые акты, регламентирующие создание и финансирование дошкольной образовательной организации для работников и обучающихся  вуза.

  1. Руководителям вузов:

провести необходимые мероприятия по получению согласия собственника имущества вуза и подготовке договоров безвозмездного пользования или аренды, заключаемых с согласия собственника с создаваемой дошкольной образовательной организацией;

организовать работу по созданию групп для детей дошкольного возраста.

  1. Информацию о проделанной работе разместить в единой информационной системе Минобрнауки России согласно прилагаемой форме до 1 сентября 2016 года.

Н.В. Третьяк

Приложение

Мониторинг по вопросам
функционирования и/или создания структурных подразделений (филиалов, групп)
дошкольного образования и/или группы по присмотру и уходу за детьми
в образовательных организациях высшего образования

1. Наименование образовательной организации высшего образования, имеющей в своей структуре подразделения (филиалы, группы) дошкольного образования и/или группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, либо является учредителем частной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

2. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность структурных подразделений (филиалов, групп) дошкольного образования и/или групп по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в образовательных организациях высшего образования, а также частной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, учредителем которой является вуз:

2.1. Устав (прикрепить первую страницу с реквизитами документа, выдержка из документа в части вопросов, регламентирующих вопросы дошкольного образования).

2.2. Лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования (прикрепить копию).

2.3. Положение деятельности структурных подразделений (филиалов, групп) дошкольного образования и/или групп по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в образовательных организациях высшего образования (прикрепить копию).

2.4. Договор аренды, безвозмездного пользования или доверительного управления имуществом, переданным с целью осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми (прикрепить копию).

2.5. Иные нормативные правовые акты (перечислить, прикрепить).

3. Всего число структурных подразделений (филиалов, групп) дошкольного образования и/или группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, в том числе частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (на дату заполнения мониторинга):

3.1. Число структурных подразделений (филиалов, групп) для детей дошкольного возраста, реализующих программы дошкольного образования и присмотр и уход за детьми в общеобразовательных организациях высшего образования, из них кратковременного пребывания, единиц.

3.2. Число структурных подразделений (филиалов, групп) для детей дошкольного возраста без реализации программ дошкольного образования в образовательных организациях высшего образования, из них кратковременного пребывания, единиц.

3.3. Число частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц.

4. Информация о численности детей дошкольного возраста, подлежащих обучению по программам дошкольного образования в образовательных организациях высшего образования (на дату заполнения мониторинга):

4.1. Всего детей (в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет), получающих дошкольное образование в группах дошкольного образования и/или услуги присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в образовательных организациях высшего образования, в  том числе в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность  по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, из них:

4.1.1. Численность детей (в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет), посещающих группы в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования и присмотр и уход за детьми, человек;

4.1.2.  Численность детей (в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет), посещающих группы присмотра и ухода за детьми без реализации образовательных программ дошкольного образования, человек;

4.1.3. Численность детей (в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет), посещающих группы кратковременного пребывания детей в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную  деятельность по программам дошкольного образования и/или присмотр и уход за детьми, человек;

4.1.4. Численность детей (в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет), посещающих частные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек.

5. Потребность в создании условий для реализации образовательных программ дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста для сотрудников и обучающихся вузов (на дату заполнения мониторинга):

5.1. Численность детей сотрудников и обучающихся вуза (в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет), желающих посещать подразделения (филиалы, группы), осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования и/или присмотр и уход за детьми дошкольного возраста и не обеспеченных местом в государственных или муниципальных дошкольных образовательных организациях, человек.

6. Финансирование обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

6.1. Реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего норматив финансирования на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

6.2. Размер субсидии (грант в форме субсидии) бюджету образовательной организации высшего образования по нормативам финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативам подушевого финансирования расходов) на обеспечение получения дошкольного образования, тыс.рублей.

6.3. Размер соответствующего норматива финансового обеспечения образовательной деятельности (норматива подушевого финансирования расходов) в расчете на одного ребенка дошкольного возраста в год, тыс.рублей.

6.4. Среднегодовая численность детей в подразделениях (филиалах, группах), осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в том числе в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек.