Законодательство и правоприменение


Мониторинг деятельности вузов. Независимая оценка качества

ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
«ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.      Понятие и особенности многофункциональных колледжей.

1.      Что такое многофункциональный колледж? В чем выражается его многофункциональность?  

2.   Что дает колледжу отнесение его к категории многофункциональных колледжей? Предусмотрены ли для них какие-либо льготы, привилегии, дополнительное финансирование и т.д.? В чем смысл для колледжа становиться многофункциональным?

3.      Что произойдет, если через какое-то время многофункциональный колледж перестанет соответствовать одному или нескольким критериям отнесения колледжей к многофункциональным?  

4.      Есть ли какие-либо отличия многофункциональных колледжей, расположенных в крупных городах, от многофункциональных колледжей, расположенных в сельской местности и малых городах? Должны ли быть такие отличия и в чем они заключаются?

II.         Создание многофункциональных колледжей.

5.      Кто определяет, является колледж многофункциональным или нет?

6.      Создание многофункционального колледжа означает развитие существующего колледжа до требуемых показателей или это означает очередной виток реструктуризации существующей сети колледжей и их укрупнение за счет объединения?

7.      Должны ли быть многофункциональные колледжи созданы в каждом субъекте РФ? Если да, то сколько их должно быть создано? Если нет, то чем определяется необходимость их создания?   

8.      Необходимо ли изменять существующую организационную структуру колледжа в рамках реализации модели многофункционального колледжа?

9.      Возможно ли организовать конкурсный отбор колледжей в субъекте РФ на получение статуса многофункционального колледжа? Как должен быть организован отбор многофункциональных колледжей?

10.        Какой опыт деятельности колледжей в субъектах РФ, соответствующих характеристикам многофункциональных колледжей, вы считаете наиболее интересным и возможным для тиражирования?

11.        Будет ли автоматически присваиваться статус через заполнение форм мониторинга в СПО?

12.        С какого момента начнет развиваться модель многофункционального колледжа?

III.       Деятельность многофункциональных колледжей.

13.        В концепции отмечалось, что многофункциональный колледж позволяет решать стоящие перед субъектом РФ задачи, в том числе по достижению контрольных показателей по различным федеральным программам. Какие дополнительные обязательства и ответственность возникают у колледжа в случае отнесения его к многофункциональным колледжам?

14.        Какие виды «необразовательной деятельности», кроме производственной должен осуществлять многофункциональный колледж?

15.        Необходимо ли многофункциональным колледжам в обязательном порядке создавать собственные онлайн-курсы?

16.        Концепция многофункционального колледжа предусматривает активное развитие «необразовательной деятельности» - не будет ли это осуществляться в ущерб образованию и концентрации ресурсов на не совсем профильной деятельности?

17.        Должны ли многофункциональные колледжи выполнять все критерии эффективности?   

18.        Есть ли ограничение на минимальный комплекс образовательных услуг для многофункционального колледжа?

IV.        Финансирование деятельности многофункциональных колледжей.

19.        Реализация модели многофункционального колледжа требует существенных финансовых вложений (на развитие инфраструктуры, развитие кадрового состава и т.д.) – какие сегодня существуют источники финансирования, какие ресурсы может использовать многофункциональный колледж?

20.        Различаются ли механизмы финансирования государственных услуг для многофункционального колледжа и не относящегося к этой категории?

I. Понятие и особенности многофункциональных колледжей

1. Что такое многофункциональный колледж? В чем выражается его многофункциональность?

Многофункциональный колледж не является отдельным типом образовательной организации, это не правовой статус профессиональной образовательной организации, влекущий за собой целый набор формальных признаков, имеющих правовые последствия.

Многофункциональный колледж – это набор характеристик, позволяющий выделить из всего массива профессиональных образовательных организаций группу, отвечающую определенным признакам. Совокупность данных характеристик может рассматриваться как целевая модель стратегического развития для других профессиональных образовательных организаций.

В обобщенном виде профессиональную образовательную организацию можно охарактеризовать и называть многофункциональным колледжем, если она располагает развитой и достаточной инфраструктурой и материально-технической оснащенностью, реализует широкий спектр основных образовательных программ и дополнительных программ (программ различных уровней образования, направленностей (профилей), востребованных различными категориями населения и отвечающих задачам социально-экономического развития региона. Кроме того, важной характеристикой, позволяющий говорить о профессиональной образовательной организации как о многофункциональном колледже, является осуществление иной (не образовательной) деятельности, в частности, производственной (в том числе, в рамках организации практической подготовки обучающихся), просветительской, консультационной и иной деятельности, не противоречащей целям создания образовательной организации.

Таким образом, «многофункциональность» профессиональной образовательной организации выражается в широкой палитре направлений как образовательной, так и иной (не образовательной) деятельности. При этом важное значение приобретает не сам факт осуществления дополнительных видов деятельности и реализации образовательных программ, выходящих за рамки среднего профессионального образования, а получаемый кумулятивный эффект, который обеспечивает повышение качества представляемого среднего профессионального образования за счет, в частности, более эффективного использования имеющейся инфраструктуры, организации практической подготовки на собственной современной производственной базе, возможности привлечение высококвалифицированных педагогических работников и т.д.

2. Что дает колледжу отнесение его к категории многофункциональных колледжей? Предусмотрены ли для них какие-либо льготы, привилегии, дополнительное финансирование и т.д.? В чем смысл для колледжа становиться многофункциональным?

Реализация модели многофункционального колледжа должна обеспечить решение следующих задач:

  • Обеспечение гибкой настройки на потребности основных работодателей и населения субъекта Российской Федерации в части предложений по широкому спектру образовательных программ, реализуемых в соответствии с российскими и мировыми стандартами.
  • Обеспечение финансовой устойчивости за счет расширения спектра образовательных услуг для разных категорий обучающихся, оптимизации процессов управления, развития производственной, консультационной и социально-культурной деятельности.
  • Концентрация и привлечение профессиональных кадров, в том числе действующих специалистов из организаций реального сектора экономики, за счет обеспечения достойного уровня заработной платы, с учетом адекватного уровня учебной нагрузки в условиях широкого спектра образовательных программ и «необразовательной» деятельности.
  • Развитие новых форм образовательной деятельности и современных образовательных технологий, в том числе использование сетевой формы реализации образовательных программ, дуального обучения (практической подготовки на предприятиях), применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
  • Повышение эффективности управления инфраструктурой и обеспечение оперативной модернизации материально-технической базы, в том числе с учетом возможностей участия в федеральных грантах.
  • Повышение информационной открытости и развитие инструментов привлечения разных категорий обучающихся.

Внедрение модели многофункционального колледжа и реализация указанных задач будет способствовать достижению показателей федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)». 

Создание многофункциональных колледжей в субъектах Российской Федерации позволит внедрить эффективную экономическую модель функционирования профессиональных образовательных организаций, обеспечивая эффективное использование ресурсов, в том числе средств регионального бюджета, доступность образовательных программ для различных категорий граждан, высокое качество подготовки кадров в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. Кроме того, это позволит сформировать в субъектах Российской Федерации сеть крупных профессиональных образовательных организаций, оснащенных современным оборудованием и имеющих ключевое значение в подготовке кадров для региональной экономики.

Именно положительный синергетический эффект от решения указанных выше задач создает преимущества для многофункциональных колледжей по сравнению с колледжами, таковыми не являющимися. В результате многофункциональный колледж получает возможность максимально гибко реагировать на образовательные потребности населения субъекта Российской Федерации, удовлетворять запросы работодателей на высококвалифицированные кадры, эффективно и с максимальной экономической отдачей использовать имеющиеся у колледжа материально-техническую базу и кадровые ресурсы.

Установление дополнительных льгот, привилегий, а также выделение дополнительных объемов финансирования для многофункциональных колледжей на федеральном уровне не предусмотрено, однако такие льготы, привилегии и дополнительное финансирование может предоставить орган, выполняющий функции и полномочия учредителя.

Смысл для колледжа становиться многофункциональным заключает в том, что соответствие колледжа критериям многофункциональности является:

  • ответом на вызовы, стоящие перед региональной системой образования;
  • возможностью выйти за рамки подготовки кадров для узкого круга работодателей;
  • расширением поля деятельности и спектра оказываемых услуг;
  • средством для активного внедрения в образовательный процесс практической подготовки студентов;
  • способом формирование центра развития профессионального образования на уровне субъекта Российской Федерации.

3. Что произойдет, если через какое-то время многофункциональный колледж перестанет соответствовать одному или нескольким критериям отнесения колледжей к многофункциональным?

Такая ситуация потребует пересмотра программы развития такого колледжа, внесения в нее изменений и формирование акцента на той деятельности, которая влияет на результаты по показателю или показателям, которым колледж перестал соответствовать. Необходимо также установить факторы, которые негативно повлияли на показатели и предусматривать комплекс мер, направленных на улучшение сложившейся ситуации.

4. Есть ли какие-либо отличия многофункциональных колледжей, расположенных в крупных городах, от многофункциональных колледжей, расположенных в сельской местности и малых городах? Должны ли быть такие отличия и в чем они заключаются?

Стоит отметить, что около 10% профессиональных образовательных организаций на данный момент уже имеют признаки многофункциональных колледжей. При этом такие организации расположены не только в больших городах с развитой инфраструктурой, но и малых населенных пунктах, что позволяет говорить о, по сути, их градообразующем значении. Развитие таких организаций обеспечит повышение привлекательности данных территорий, что может остановить отток граждан.

Многофункциональный колледж представляет собой некую целевую модель, характеризующуюся целым спектром критериев и показателей ее эффективности. При этом данная модель может не является единой для всех субъектов Российской Федерации, для всех условий, в которых действует конкретный колледж, особенностей его социо-культурного окружения и т.д. Набор таких критериев и показателей может варьироваться в зависимости от специфики деятельности конкретного колледжа. Например, в малом городе, как правило, небольшое количество работодателей и сфер, в которых они осуществляют свою деятельность, что накладывает определенные ограничения на спектр реализуемых расположенным в таком городе колледже программ. Сельская местность, в которой расположен колледж, зачастую определяет ограниченный набор профилей деятельности для колледжа и т.д.

Указанные обстоятельства означают, что конкретные многофункциональные колледжи в зависимости от места их расположения могут и должны отличаться друг от друга. Это определяется учредителем в программе развития конкретного колледжа, в которой и будут отражены эти различия.

II. Создание многофункциональных колледжей

5. Кто определяет, является колледж многофункциональным или нет?

Поскольку статус многофункционального колледжа не является статусом, присваиваемым по результатам какого-либо конкурсного отбора, то определяющим фактом в определении, является ли колледж многофункциональным или нет, выступает его соответствие установленным критериям и показателям. Порядка 70% таких показателей оцениваются в рамках мониторинга системы среднего профессионального образования и, соответственно, являются достаточно объективными показателями. Тем самым минимизируется влияние субъективной оценки в таком определении.

Тем не менее, несмотря на относительную объективность критериев и показателей целевой модели многофункциональных колледжей, решение об отнесении конкретного колледжа к их числу принимает орган, выполняющий функции и полномочия учредителя колледжа. Институционально такое решение может быть оформлено внесением соответствующих изменений в программу развития колледжа, установления в ней новых целевых показателей и т.д.

6. Создание многофункционального колледжа означает развитие существующего колледжа до требуемых показателей или это означает очередной виток реструктуризации существующей сети колледжей и их укрупнение за счет объединения?

Внутренние и внешние вызовы, которые сегодня стоят перед системой профессионального образования, требуют структурных и управленческих изменений в российских профессиональных образовательных организациях. Некоторые процессы и изменения уже начались и требуют дополнительной поддержки – финансовой, административной, кадровой, методической. Среди таких изменений стоит выделить, во-первых, укрупнение образовательных организаций, в том числе многоуровневых, которое происходит во многих субъектах Российской Федерации. Во-вторых, формирование в ряде регионов условий для сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью совместного использования ресурсов. В-третьих, активное обновление оборудования и инфраструктуры.

На текущем этапе необходимо придать такого рода процессам комплексный и системный характер, что позволит получить синергетический эффект и придать дополнительный импульс для развития системы среднего профессионального образования. В связи с чем реализации модели многофункционального колледжа приобретает особую актуальность и является одним из ключевых инструментов формирование комплексного подхода к организации системы среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации.

Решение о формате создания многофункциональных колледжей остается на усмотрение их учредителей. Тем не менее, сама модель многофункционального колледжа скорее ориентирована на развитие существующих колледжей, нежели на стимулирование очередного витка реструктуризации сети и укрупнения существующих колледжей путем сокращения количества юридических лиц, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Представляется, что на сегодняшний день потенциал политики укрупнения путем объединения существующих колледжей во многом исчерпан и уже не дает ожидаемого синергетического эффекта от такого укрупнения. Эту проблему и призвана решить модель многофункционального колледжа.

7. Должны ли быть многофункциональные колледжи созданы в каждом субъекте РФ? Если да, то сколько их должно быть создано? Если нет, то чем определяется необходимость их создания? 

Формирование сети многофункциональных колледжей в субъектах Российской Федерации должно основываться не только на анализе текущей системы профессионального образования и определении наиболее сильных колледжей, но и учитывать социально-экономическое состояния региона и отдельных его территорий, а также перспективы развития региональной экономики.

Количество созданных многофункциональных колледжей зависит от множества факторов, среди которых:

  • уровень развития текущей системы подготовки кадров (в том числе системы высшего образования);
  • структура региональной экономики и система подготовки кадров ключевых предприятий региона;
  • уровень вовлеченности органов власти субъекта Российской Федерации в процессы реформирования системы подготовки кадров в регионе.

Нормативных требований по количеству многофункциональных колледжей не установлено, они также не включены ни в какие федеральные программ. Соответственно, необходимость их создания и их требуемое количество определяется учредителем и устанавливается в программе развития конкретного колледжа.

8. Необходимо ли изменять существующую организационную структуру колледжа в рамках реализации модели многофункционального колледжа?

Организационная структура многофункционального колледжа в части органов управления определяется его уставом, а в части структурных подразделений – его руководителем и (или) коллегиальными органами управления колледжа. Организационная структура должна обеспечивать реализацию основных направлений деятельности и функций, возложенных на многофункциональный колледж.

Основные направления деятельности и задачи многофункционального колледжа обуславливают необходимость реализации следующих управленческих функций:

  • администрирование образовательной деятельности;
  • администрирование производственной деятельности;
  • обеспечение функционирования имущественного комплекса и администрирование его загруженности;
  • обеспечение эффективной коммуникации с партнерами колледжа, социумом, СМИ и т.д.;
  • общее финансовое, юридическое, кадровое сопровождения деятельности многофункционального колледжа.

В зависимости от количества реализуемых образовательных программ, масштаба имущественного комплекса и производственной деятельности осуществлять указанные функции могут различные управленческие структуры. Например, небольшие отделы или иные аналогичные им структурные подразделения или отдельные лица (в случае, если объем данной деятельности является сравнительно небольшим). Конкретные наименования структурных подразделений определяются на уровне многофункционального колледжа исходя из сложившей практики и традиций наименования структурных подразделений (управления, дирекции, департаменты и т.д.).

Важно учитывать, что организационная модель профессиональной образовательной организации должна позволять решать поставленные задачи в рамках реализации модели многофункционального колледжа. В случае если текущая организационная модель в полной мере не может обеспечить решение задач, она должна быть трансформирована или адаптирована под новые задачи и условия функционирования.

9. Возможно ли организовать конкурсный отбор колледжей в субъекте РФ на получение статуса многофункционального колледжа? Как должен быть организован отбор многофункциональных колледжей?

В рамках действующего законодательства в функции учредителя входит самостоятельное установление принципов построения структуры и элементов сети профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих экономику региона квалифицированными кадрами.

Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, что предусматривает:

1) разработку и реализацию региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

2) создание, реорганизацию, ликвидацию образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Для эффективного функционирования региональных систем профессионального образования, осуществления их оптимизации и обновления региональных сетей подведомственных образовательных организаций среднего профессионального образования могут быть использованы принципы проведения конкурсных процедур, устанавливающих целевую модель деятельности образовательных организаций, отвечающую целям региональной программы развития образования.

Возможность проведения конкурсного отбора на получение статуса многофункционального колледжа, правила, сроки и критерии отбора определяются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом принципов целесообразности для достижения новых качественных результатов развития сети профессиональных образовательных организаций.

10. Какой опыт деятельности колледжей в субъектах РФ, соответствующих характеристикам многофункциональных колледжей, вы считаете наиболее интересным и возможным для тиражирования?

В рамках установления целевых показателей Федерального проекта «Молодые профессионалы» определены основы для расширения стандарта деятельности профессиональных образовательных организаций, что позволяет сегодня выделить группу колледжей и техникумов, обладающих ярко выраженными признаками многофункциональных колледжей.

В частности, целевые показатели проекта по отбору образовательных организаций на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» устанавливает перечень обязательных критериев, соответствие которым ставит перед образовательной организацией новые задачи, определяя ее новое место в повестке развития территории. К данным показателям относится реализация широкого спектра основных и дополнительных образовательных программ, программ профессионального обучения для различных категорий населения, взаимодействие с общеобразовательными организациями по реализации общеразвивающих программ, применение дистанционных образовательных технологий, использование обновленной материально-технической базы для организации чемпионатов и конкурсов профессионального мастерства и др.

Такими признаками многофункциональности, как расширенный спектр полномочий, современная инфраструктура и материально-техническая база, привлекаемая со стороны сети образовательных организаций субъекта РФ, депозитарий образовательных программ, разработанных и реализуемых на основе «конструктора компетенций», взаимодействие с общеобразовательными организациями обладают Центры опережающей профессиональной подготовки, а также межрегиональные центры компетенций, созданные в рамках соответствующих проектов.

11. Будет ли автоматически присваиваться статус через заполнение форм мониторинга в СПО?

Многофункциональный колледж не является отдельным правовым статусом профессиональной образовательной организации. Как следует из разработанной Концепции создания и развития многофункциональных колледжей такой колледж представляет собой «набор характеристик, позволяющий выделить из всего массива профессиональных образовательных организаций группу, отвечающую определенным признакам. Совокупность данных характеристик может рассматриваться как целевая модель стратегического развития для других профессиональных образовательных организаций».

Таким образом, если профессиональная образовательная организация по результатам мониторинга и (или) иной оценки качественных и количественных характеристик деятельности соответствует предложенным критериям эффективности, то она может быть признана соответствующей целевой модели многофункциональных колледжей, а следовательно, может быть отнесена к группе таких профессиональных образовательных организаций.

12. С какого момента начнет развиваться модель многофункционального колледжа?

В случае, если в субъекте Российской Федерации принцип качественного преобразования деятельности колледжей и техникумов в части их перехода на многофункциональность соответствует политике модернизации среднего профессионального образования, дополняет либо развивает её, модель многофункционального колледжа по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования, может быть внедрена нормативно и/или декларативно с момента принятия данного решения.

III. Деятельность многофункциональных колледжей

13. В концепции отмечалось, что многофункциональный колледж позволяет решать стоящие перед субъектом РФ задачи, в том числе по достижению контрольных показателей по различным федеральным программам. Какие дополнительные обязательства и ответственность возникают у колледжа в случае отнесения его к многофункциональным колледжам?

В случае избрания целевой модели многофункционального колледжа в качестве направления развития профессиональной образовательной организации, перед управленческой командой такой образовательной организации возникают целый ряд дополнительных задач и обязательств, направленных на достижение показателей эффективности, предусмотренных Концепцией создания и развития многофункциональных колледжей.

Прежде всего, следует сформировать и представить для утверждения учредителем программу развития колледжа, содержащую конкретные направления деятельности и шаги, обеспечивающие достижение поставленной цели. Программа развития должна предусматривать как модернизацию образовательной деятельности колледжа – разработку и реализацию широкого спектра образовательных программ, востребованных на рынке труда и у населения субъекта Российской Федерации, так и «необразовательную» деятельность  - выполнение производственных, консультационных, социально-бытовых и других видов работ и оказание услуг населению. Необходимо обеспечить баланс между образовательной деятельностью и иными функциями колледжа.

Кроме того, важными составляющими программы развития должны стать мероприятия, обеспечивающие построение современной системы управления и системное взаимодействие с предприятиями и организациями реального сектора экономики субъекта Российской Федерации, в том числе посредством включения представителей работодателей в коллегиальные органы управления, внедрение современных образовательных институтов (практической подготовки обучающихся, сетевой формы реализации образовательных программ).

Обеспечение реализации утвержденной учредителем программы развития накладывает большую ответственность на колледж, его руководителей и педагогический коллектив. Выполнение мероприятий программы развития сопровождается публичными отчетами колледжа, позволяющими оценивать степень достижения показателей программы развития, проводить ее оперативную корректировку, оценивать риски недостижения установленных показателей.

14. Какие виды «необразовательной деятельности», кроме производственной должен осуществлять многофункциональный колледж?

Ключевыми направлениями деятельности многофункциональных колледжей, позволяющих обеспечить достижение целей и решение поставленных задач, являются:

  • образовательная деятельность;
  • методическая и аналитическая деятельность;
  • производственная деятельность;
  • социально-культурная деятельность.

Деятельность многофункционального колледжа должна быть сконцентрирована в рамках следующих направлений:

1. Аналитическое сопровождение органов власти субъекта Российской Федерации по вопросам потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах, в особенности по приоритетным профессиям и специальностям, с учетом стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации:

  • разработка системы анализа и прогнозирования кадровой потребности в специалистах среднего звена и рабочих профессиях на территории региона;
  • определение приоритетов развития многофункционального колледжа с учетом прогноза кадровой потребности в регионе и стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

2. Методическое и организационное сопровождение профессиональных образовательных организаций региона по разработке, реализации и модернизации образовательных программ по приоритетным (дефицитным, наиболее востребованным) профессиям и специальностям:

  • организационная и консультативная поддержка использования сетевой формы реализации образовательных программ;
  • организация и проведение демонстрационного экзамена для обучающихся других профессиональных образовательных организаций;
  • методическая поддержка организации практической подготовки обучающихся;
  • выявление и распространение лучших управленческих практик в профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации;
  • содействие в профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации.

3. Разработка, реализация и модернизация широкого спектра образовательных программ, востребованных на рынке труда и у населения субъекта Российской Федерации:

  • развитие образовательных программ среднего профессионального образования как основы функционирования многофункционального колледжа;
  • расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ и программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) для переподготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена, в том числе на базе мастерских, а также программы ДПО для педагогических работников;
  • реализация образовательных программ профессионального обучения, в том числе переобучение по заказам работодателей и служб занятости, а также получение профессионального обучения в рамках программ среднего общего образования (с использованием сетевой формы по договорам с общеобразовательными организациями);
  • обеспечение интеграции общего и профессионального образования, в том числе через механизмы профессиональной ориентации молодежи;
  • развитие цифровых образовательных ресурсов и дистанционных технологий и адаптация образовательных программ под дистанционные форматы обучения;
  • проведение чемпионатов и конкурсов профессионального мастерства на базе современной инфраструктуры многофункционального колледжа.

4. Организация системного взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики субъекта Российской Федерации:

  • учет запросов и потребностей региональных работодателей при разработке, реализации и модернизации образовательных программ, в том числе программ ДПО, а также при обновлении материально-технической базы, с целью соответствия содержания образовательных программ необходимым на региональном рынке труда профессиональным компетенциям;
  • привлечения специалистов-практиков к образовательному процессу, в том числе без отрыва от производства в рамках «дуального обучения» с использованием механизма практической подготовки обучающихся;
  • разработка оценочных инструментов готовности выпускников к работе на производстве совместно с ключевыми работодателями;
  • развитие механизма целевого обучения, обеспечивающего подготовку квалифицированных кадров с необходимым перечнем профессиональных компетенций для предприятий субъекта Российской Федерации.

5. Построение эффективной системы управления многофункциональным колледжем:

  • диверсификация источников финансирования за счет расширения спектра образовательных услуг, организации деятельности по оказанию «необразовательных» услуг населению;
  • развитие инфраструктуры и материально-технической базы, соответствующей международным стандартам и передовым технологиям, позволяющей реализовывать современные образовательные программы и осуществлять производственную деятельность;
  • создание системы управления материально-технической базой, позволяющей максимально использовать имеющуюся инфраструктуру с учетом оптимального распределения времени между образовательной и производственной деятельностями;
  • создание эффективной системы управления кадровыми ресурсами с целью повышения качества преподавательского состава и увеличения заработной платы за счет проведения оптимизационных мероприятий, включающих в том числе организацию полной занятости сотрудников, обеспечение баланса образовательной, производственной и административной деятельности сотрудников.

6. Организация и развитие деятельности по оказанию «необразовательных» услуг населению, бизнесу, государственных структурам (производственные, консультационные, социально-бытовые и другие)

  • ведение реальной производственной деятельности, оказания различного рода профессиональных (по профилю реализуемых образовательных программ) услуг по заказу граждан, предприятий, для государственных и муниципальных нужд, с учетом формирования на базе многофункционального колледжа площадки практической подготовки обучающихся (в том числе из других профессиональных образовательных организаций);
  • организация площадки для демонстрации и обучения работы на современном оборудовании в рамках взаимодействия с производителями оборудования;

7. Организация социально-культурной деятельности

  • создание условий, разработка и адаптация образовательных программ для обучения и переподготовки граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
  • разработка системы повышения привлекательности (имиджа и престижа) профессий рабочих и специалистов среднего звена на территории субъекта Российской Федерации, в том числе в партнерстве с ключевыми предприятиями и организациями региона;
  • формирование на базе многофункционального колледжа социально-культурного центра, осуществляющего просветительскую деятельность и являющегося площадкой культурно-массовых мероприятий (в особенности для многофункциональных колледжей, расположенных в сельской местности и малых городах).

15. Необходимо ли многофункциональным колледжам в обязательном порядке создавать собственные онлайн-курсы?

Важно понимать, что качественное производство онлайн-курса является дорогостоящим и длительным процессом. При этом в настоящее время на рынке образовательных услуг и продуктов присутствует достаточно большое количество различных онлайн-курсов, в том числе создаваемых как государственными организациями (преимущественно вузами), так и частными компаниями. Широкий выбор онлайн-курсов, в том числе в открытом доступе, представлен на российских и зарубежных платформах-агрегаторах. В связи с чем перед тем, как производить собственный онлайн-курс, необходимо провести детальный анализ уникальности и востребованности создаваемого продукта.

В случае если многофункциональный колледж обладает уникальным опытом в образовании (технологиях обучения, производственном процессе), его необходимо тиражировать и распространять среди других образовательных организаций, в том числе и посредством создания онлайн-курсов.

16. Концепция многофункционального колледжа предусматривает активное развитие «необразовательной деятельности» - не будет ли это осуществляться в ущерб образованию и концентрации ресурсов на не совсем профильной деятельности?

Одним из ключевых направлений деятельности многофункционального колледжа является организация и развитие деятельности по оказанию «необразовательных» услуг населению, бизнесу, государственным структурам (производственные, консультационные, социально-бытовые и другие), в том числе:

  • ведение реальной производственной деятельности, оказания различного рода профессиональных (по профилю реализуемых образовательных программ) услуг по заказу граждан, предприятий, для государственных и муниципальных нужд, с учетом формирования на базе многофункционального колледжа площадки практической подготовки обучающихся (в том числе из других профессиональных образовательных организаций);
  • организация площадки для демонстрации и обучения работы на современном оборудовании в рамках взаимодействия с производителями оборудования.

Организации деятельности по оказанию «необразовательных» услуг населению позволяет диверсифицировать источники финансирования и повысить эффективность системы управления многофункциональным колледжем.

При этом развитие «необразовательной» деятельности должно быть направлено, прежде всего, на повышение качества образования за счет включения практической составляющей в образовательный процесс и улучшения инфраструктуры и материально-технической базы. Необходимо обеспечивать оптимальный баланс между разными видами деятельности (образовательной, производственной, социально-культурной и методико-аналитической) с сохранением приоритета качественного образования.

17.  Должны ли многофункциональные колледжи выполнять все критерии эффективности?

Система показателей эффективности многофункционального колледжа основывается на общей цели и задачах, достижение которых должна обеспечить реализация модели многофункционального колледжа. Показатели эффективности непосредственно связаны с теми направлениями, в рамках которых сконцентрирована деятельность многофункционального колледжа.

Система показателей эффективности реализации модели многофункционального колледжа включает 2 уровня показателей:

I уровень – Основные критерии эффективности деятельности многофункционального колледжа

Перечень показателей, отражающих ключевые направления деятельности многофункционального колледжа. Данный перечень показателей позволяет провести отбор и оценить потенциал образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для реализации модели многофункционального колледжа, и в дальнейшем анализировать динамику развития многофункционального колледжа, в том числе в сравнении с другими многофункциональными колледжами и образовательными организациями.

II уровень – Дополнительные критерии эффективности деятельности многофункционального колледжа

Перечень показателей, отражающих отдельные направления деятельности многофункционального колледжа. Данный перечень показателей позволяет проводить анализ развития многофункционального колледжа, выбирать и корректировать стратегические приоритеты и траекторию развития, обеспечивает сравнимость с другими многофункциональными колледжами и образовательными организациями.

Система показателей эффективности позволяет оценить различные направления деятельности профессиональной образовательной организации. В условиях ограниченных ресурсов многофункциональный колледж не может и не должен развиваться сразу во всех направлениях, необходимо выделить приоритеты и исходя из них, опираться на предложенные показатели.

Выбор и необходимость достижения показателей зависит от того, какие направления деятельности в рамках реализации программы развития являются наиболее важными для многофункционального колледжа с учетом текущих особенностей развития профессиональной образовательной организации, территориального расположения, экономического положения субъекта Российской Федерации (или населенного пункта).

18. Есть ли ограничение на минимальный комплекс образовательных услуг для многофункционального колледжа?

Ограничение либо расширение спектра образовательных услуг многофункционального колледжа определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного колледжа, с учетом приоритетов, установленных в Концепции создания и развития многофункциональных колледжей. Нормативные требования к минимальному комплексу образовательных услуг многофункционального колледжа на настоящий момент отсутствуют.

IV. Финансирование деятельности многофункциональных колледжей

19. Реализация модели многофункционального колледжа требует существенных финансовых вложений (на развитие инфраструктуры, развитие кадрового состава и т.д.) – какие сегодня существуют источники финансирования, какие ресурсы может использовать многофункциональный колледж?

Финансирование в субъектах Российской Федерации деятельности многофункциональных колледжей осуществляется на основе принципов многоканальности.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  нормативы и нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Также организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную вправе осуществлять деятельность, не предусмотренную установленным государственным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Наряду с приведенными основаниями для обеспечения финансирования многофункциональных колледжей сегодня возможность привлечения финансов может предусматривать грантовую поддержки из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках реализации отдельных мероприятий национального проекта «Образование» и национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1876 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование».

20. Различаются ли механизмы финансирования государственных услуг для многофункционального колледжа и не относящегося к этой категории?

Целевая модель многофункционального колледжа адресована, прежде всего, государственным профессиональным образовательным организациям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации. Нормативные затраты на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На региональном уровне определяется методика и порядок определения нормативных затрат, которая может предусматривать корректирующие коэффициенты, отражающие особенности реализации государственных услуг.

Одним из таких корректирующих коэффициентов может быть коэффициент, отражающий достижение целевых показателей эффективности деятельности многофункционального колледжа. Причем возможно установление различных значений корректирующего коэффициента в зависимости от совокупности конкретных показателей эффективности и (или) достижения отдельных целевых показателей эффективности. Следует отметить, что такой подход реализуется в практике деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по отношению к финансовому обеспечению программам высшего образования (см. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденные Минобрнауки России от 25 июня 2019 г. № МН-Пр-18/СК), и может быть принят для реализации «по аналогии» при разработке и внедрении методики и порядка определения нормативных затрат финансового обеспечения программ среднего профессионального образования на региональном уровне.