Часто задаваемые вопросы

Допускается ли расхождение по объему часов (зет) педагогической практики по очной и заочной формам в учебных планах аспирантов по одному направлению подготовки (специальности)? У нас аспиранты, обучающиеся по очной форме, проходят рассредоточенную педагогическую практику в течение одного семестра, а по заочной была предусмотрена концентрированная в течение 4-х недель, что значительно меньше по числу зет, чем по очной. Согласно ст. 173.1 ТК РФ аспирантов больше, чем на 30 календарных дней вызвать нельзя. Может ли по заочной форме в учебных планах аспирантуры быть рассредоточенная педагогическая практика?

В соответствии с пунктом 10 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России
от 27 ноября 2015 г. № 1383 (далее – Положение), практика проводится в следующих формах:

1) непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных основными профессиональными образовательными программами высшего образования;

2) дискретно:

  • по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;
  • по периодам проведения практик – путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.

Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.

Виды (типы) практики и способы ее проведения (при наличии) согласно пункту 5 Положения устанавливаются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС) или образовательными стандартами, разработанными
и утвержденными образовательными организациями высшего образования, имеющими право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.

Согласно ФГОС по направлениям подготовки кадров высшей квалификации блок «Практики», входящий в структуру программы аспирантуры, включает практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическую практику, которая является обязательной). Указанный блок относится к вариативной части структуры программы аспирантуры, что позволяет образовательной организации самостоятельно определять виды (типы) и формы практики для различных программ аспирантуры и форм обучения.

Что касается объема педагогической практики по очной и заочной формам обучения, сообщаем, что ФГОС по направлениям подготовки кадров высшей квалификации устанавливают только необходимый совокупный объем в зачетных единицах блока «Практики» и блока «Научные исследования», поэтому объем каждого элемента этих блоков, в том числе объем педагогической практики, устанавливается
образовательной программой, утверждаемой образовательной организацией.

Организация получения образования, промежуточные и итоговые аттестации

Ответ опубликован 29.10.2018