Часто задаваемые вопросы

Какие меры обязан принимать Рособрнадзор в рамках исполнения пункта 3 части 1 статьи 10 и статьи 14 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?

Анализируя нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) следует учитывать, что исполнение обязанностей, возлагаемых частью 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, осуществляется в пределах компетенций, определенных для такого органа или должностного лица иными нормативными правовыми актами, регламентирующими его деятельность.

Рособрнадзор осуществляет свои полномочия на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 594. 

В рамках исполнения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, в зависимости от предмета поступившего обращения гражданина или юридического лица, Рособрнадзор руководствуется нормами, регламентирующими соответствующую сферу деятельности. Например, при рассмотрении обращения, связанного с процедурой лицензирования образовательной деятельности применяются нормы федеральных законов от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также подзаконных актов в сфере лицензирования; при рассмотрении обращения, связанного с процедурами государственного контроля (надзора) – Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральных законов от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также подзаконных актов в сфере государственного контроля (надзора) и т.д.

Следует отметить, что обращения граждан не являются основанием для проведения Рособрнадзором внеплановых проверок. Вместе с тем, при наличии в обращении информации о возможном правонарушении, такое обращение направляется в органы прокуратуры для рассмотрения по существу. В этом случае – при наличии надлежащих оснований – возможно издание требования прокурора, на основании которого Рособрнадзор проводит внеплановую проверку (п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

В рамках исполнения норм статьи 14 Федерального закона № 59-ФЗ уполномоченные должностные лица Рособрнадзора:

1) контролируют соблюдение законодательства о рассмотрении обращений граждан, в том числе сроки такого рассмотрения, государственными гражданскими служащими и структурными подразделениями Рособрнадзора:

в случае нарушения в Рособрнадзоре порядка и (или) сроков рассмотрения обращений граждан применяют меры дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим такое нарушение;

принимают профилактические меры в целях недопущения нарушения в Рособрнадзоре порядка и (или) сроков рассмотрения обращений граждан (например, издают для государственных гражданских служащих инструктивные материалы, «памятки»);

2) на основании анализа содержания поступающих обращений граждан издают методические рекомендации для органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

3) при осуществлении мероприятий по контролю учитывают наличие поступивших в отношении соответствующих органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обращений граждан.

Правовой статус образовательных организаций высшего образования

Ответ опубликован 11.08.2017